You can be anything you want to be, just turn yourself into anything you think that you could ever be (c) Queen
Интересные наблюдения из статьи Александра Маркина «Бездна звезд полна» — о том, как в американском кинематографе изображался космос.

1. Последний рубеж
Американская фантастика 1950-х годов — как, впрочем, фантастическая и научно-популярная литература предыдущих и последующих десятилетий, особенно в ее считающемся идеологически консервативным варианте, представленном «Звездными войнами» Джорджа Лукаса или (с оговорками) серией «Звездный путь», увязывала мечтания о завоевании космоса с идеей фронтира, сформулированной в начале XX века историком Фредериком Джексоном Тернером. Фронтир — постоянно перемещающаяся и расширяющаяся граница, «территория свободной земли, существование свободных земель, их продолжительная удаленность, продвижение американских поселений на запад объясняет развитие Америки».

Про «последний рубеж» в Стар Треке еще интересное наблюдение в примечаниях к статье (правда, хронологический порядок фильмов нарушен):
Интересно, что названия частей «Звездного пути» — «Неоткрытая страна», «Путь домой», «Последний фронтир» — буквально отсылают к идее фронтира.

2. Предприятие (Enterprise)
Просто удивительно, что автор статьи, цитируя высказывание Джона Кеннеди о космических исследованиях как о «величайшем американском предприятии», не упомянул о том, как назывался знаменитый звездолет из Стар Трека. Это было бы тут очень к месту!
Джон Кеннеди, успех которого во многом был обусловлен тем, что в своей предвыборной кампании он сделал акцент на важности эффективной национальной космической программы, 25 мая 1961 года (через месяц после того, как США потерпели очередное поражение в борьбе за освоение космического пространства с СССР — в апреле Юрий Гагарин стал первым человеком на земной орбите) в своей знаменитой речи перед Конгрессом связал «космическую гонку» с борьбой между «свободой и тиранией», с «величайшим американским предприятием» (enterprise) и поставил перед Америкой новую цель — высадку на Луну, которая, в случае успеха, стала бы достижением не просто американской науки и техники, но и «всей американской нации».

3. Кинопутешествие
Кинозал все больше напоминает интерьер космического корабля, который должен доставить кинозрителя к другим мирам.
<...>
В то же время дизайн интерьеров космических кораблей в кино — гигантские панорамные иллюминаторы, приходящие на смену небольшим напоминающим телевизионные аппараты окошкам фантастического кино 1950-х годов — все больше начинают напоминать широкоформатные киноэкраны.
Очень точно подмечено, а иллюстрации к статье наглядно демонстрируют эволюцию «широкоформатных киноэкранов» в научно-фантастических фильмах — от «Запретной планеты» 1956 года (кстати, надо будет как-нибудь и про этот фильм написать) до «Звездного пути V» (1989).



+4 кадра

Обзорам

@темы: star trek, интересно, космос, честно украдено из интернета