You can be anything you want to be, just turn yourself into anything you think that you could ever be (c) Queen
Дошли наконец-то руки разгрести завалы в своем почтовом ящике. Ох, сколько же там писем, которые давным-давно надо было удалить! Зато там же отыскался один текст, который показался мне вполне достойным публикации здесь. Это мой ответ на заявление, что сторонники свободного рынка — все поголовно злобные социал-дарвинисты. Вот, собственно, письмо, на которое был написан ответ:

> Если вы с чего-то взяли, что рыночные анархисты руководствуются принципами социал-дарвинизма
Ну, некоторые открыто руководствуются, но большинство -по непониманию или заблуждению С либертарианцами и либералами все банальнее, многие из них открыто провозглашают право сильного и заявляют, что если в рыночном рае ты не нажил капитала, то ты просто неудачник и сам виноват, что не вписался в рынок, соответственно подыхай
А вот и мое возражение:
Во-первых, рыночный анархизм не навязывает человеку никаких ценностей. Если человек не хочет «наживать капитал», а хочет удалиться в горы и там вести жизнь отшельника, то это его право, и нельзя называть его неудачником. Это вы с чего-то решили, что вся жизнь рыночного анархиста должна быть посвящена погоне за деньгами и насмешкам над «лузерами».

Но вот если человек хочет всего, что предоставляет ему рынок, а платить при этом не хочет, то уж извините, но это свинство. Почему на него все должны работать бесплатно? Он что, особенный?

И да, рыночный анархизм предполагает, что человек будет надеяться в первую очередь на себя и свои силы, а не на государство. Чем это плохо? Почему нужно поощрять иждивенческие настроения? Почему людям, которые не то чтобы не могут, а просто не хотят работать, нужны какие-то пособия? Вот во Франции социальное обеспечение уже стало серьезной проблемой для бюджета: люди смекнули, что на пособия по безработице можно прекрасно жить годами, и уже не хотят работать: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7907/

Я не к тому все это говорю, что нужно затаптывать слабых, а к тому, что нельзя позволять слабым садиться на шею. Можно дать человеку что-то вроде подъемных, если уж так хочется помочь ему, но дальше он должен справляться сам. У того же Ротбарда очень интересные есть наблюдения по поводу благотворительности у мормонов, албанцев-эмигрантов, поляков-католиков в Бруклине. (Кому из читателей моего блога интересно — вот ссылка на скачивание книги.).

читать дальше

@темы: мысли вслух, анархизм