You can be anything you want to be, just turn yourself into anything you think that you could ever be (c) Queen
Мне при чтении этой статьи еще «Культура Два» Владимира Паперного вспомнилась. Уж очень описанная в той книге культура сталинской эпохи похожа на то, что делается сейчас!

Оригинал взят у dmitrij_sergeev в Новая статья, "Архитектура несуществующего общества".
Опубликована на русском языке в журнале "Современная архитектура", №5,  2013 - http://issuu.com/saetc./docs/ca5_mini
Это предисловие к книге фотографий Франка Херфорта - FRANK HERFORT, "IMPERIAL POMP - POST SOVIET HIGH-RISE"
Здесь рецензия Сергея Хачатурова, в том числе, и на эту книгу - http://www.archi.ru/russia/49389/travma-poiska-identichnosti
Жилой комплекс. Нижний Новгород, 2005/2011. © Frank Herfort


Дмитрий Хмельницкий

Архитектура несуществующего общества

Архитектура любой страны и эпохи выражает общественное устройство и общественные отношения этой страны и этой эпохи. Такова аксиома, с которой начинается любое изучение истории архитектуры. Она по-прежнему верна и актуальна.

Причудливое, экзотически устроенное на внешний взгляд общество, как правило, выражает себя в причудливой архитектуре. И наоборот – за причудливой на взгляд наблюдателя архитектурой почти неизменно скрываются необычные для него формы жизни и общественного устройства.

Коллекция фотографий Фрэнка Херфорта – наилучшее практическое подтверждение этого сугубо теоретического тезиса.

Есть внешний наблюдатель и есть абсурдная с его точки зрения, по большей части ни на что привычное и естественное не похожая, архитектура.

И есть странное общество, породившее эту архитектуру. Точнее, много обществ, возникших на месте распавшейся в начале 90-х годов советской империи.

На фотографиях Фрэнка Хэрфорта показаны почти исключительно небоскребы – богатые жилые дома и штаб-квартиры крупных государственных и частных фирм. Все они построены за последнюю пару десятилетий в странах бывшего СССР. Многие из этих стран сегодня можно без особых натяжек считать в той или иной степени диктатурами (включая Россию – сомнений на этот счет вроде бы больше нет).

Диктатура – это не только режим, в котором отсутствуют (или не действуют) демократические законы и права. Это еще такое государственное устройство, в котором социальные программы сведены к минимуму, а правящий слой, как правило, выражает свое величие, иерархическое положение своих членов и их богатство визуальными средствами. Архитектура для этой цели подходит идеально. Особенно – архитектура небоскребов.

Жилища, офисы фирм и государственные учреждения превращаются в таких условиях в символы социального, финансового и политического успеха – и неизменно утрачивают при этом те качества, которыми должна обладать хорошая архитектура.

В этих условиях функциональное назначение здания теряет значение. Не задачи пространственной организации функции определяют форму здания, они вторичны и проектировщикам не интересны. Главная задача – произвести нужное впечатление внешним видом. А нужное впечатление – это ощущение мощи, величия, богатства и исключительности. И самого здания, и тех, кто им пользуется. Так было в СССР.

В этом смысле, архитектура многих стран бывшего СССР полностью опирается на советские традиции. читать дальше

***

В 20-е годы, в эпоху раннесоветской диктатуры и так называемого «советского авангарда», архитекторы тоже были лишены возможности работать над созданием естественной среды обитания человека, но многие об этом мечтали и надеялись на лучшее.

В начале 30-х годов даже этим надеждам был положен конец. Сталинская архитектура в принципе не решала главную задачу архитектуры – проблему организации среды обитания. По-крайней мере, среды обитания всего населения, а не узкого начальственного слоя.

Да и представления об архитектурном качестве жилья и обслуживания высших начальников были достаточно примитивными. Они сводились к типовым похожим одна на другую квартирам внутри здания – и декору разной пышности (в зависимости от иерархического положения жильцов) снаружи. Сами здания, особенно на центральных улицах и площадях представляли собой нечто-то вроде монументов, символизирующих важность и величие их жильцов (или сотрудников, если это были государственные учреждения).

Массовое жилье было исключено из сознания советских архитекторов сталинской эпохи. Барачные поселки без благоустройства, которые строились для рабочих, и городские кварталы советской знати существовали как бы в разных измерениях, никак друг с другом не взаимодействуя. Хотя часто соседствовали территориально или даже делили одно и то же пространство.

В более позднюю эпоху, когда в СССР, наконец, появилась массовая панельная застройка в качестве относительно комфортабельной среды обитания для всех, сталинские дома воспринимались населением как образцы высокой художественной культуры и идеального комфорта. Ничего другого советского население просто не знало

Вместе с Советским союзом исчезла государственная система архитектурной цензуры и единый советский стиль. Цензура приобрела региональные черты, а диапазон выбора образцов для подражания и элементов стилистики расширился до бесконечности. Но психология большинства людей, распоряжающихся средствами и выражающих себя в архитектуре, осталось прежней. За редким исключением – примитивной и асоциальной.

***

Великолепные фотографии Франка Херфорта показывают, как советские архитектурные традиции воплощаются сегодня в новых условиях. Показывают с такой беспощадностью, на которую способен только взгляд извне, остро фиксирующий то, что самим обитателям этого архитектурного мира может показаться обыденным, естественным и привычным.

Практически все здания, снятые Херфортом – небоскребы. Причем небоскребы отдельно стоящие на довольно свободной площади. При этом, ни в одном случае не возникает ощущения того, что высотность вызвана необходимостью экономии застраиваемой территории, как это происходит в современных мегаполисах первого или третьего мира.

Наоборот, пустынность или малоэтажность окружения необходимы для правильного восприятия этой архитектуры, для осознания ее богатства, величия и исключительности.

Почти все небоскребы на фотографиях Хекрфорта кого-то или что-то изображают колонны с гипертрофированными карнизами-капителями, триумфальные арки, ступенчатые или геометрические пирамиды, просто статуэтки с разнообразным декором, похожие на постаменты под несуществующие памятники. Иногда они стилизованы под нечто историческое и знакомое. Особенно узнаваемы клоны московских высоток и сталинских жилых домов 40-50-х годов. Или американских небоскребов начала ХХ века.

Там, где прямых исторических стилизаций нет, очевидны композиционные клише, напоминающие о советских традициях архитектурного величия – симметричность, ступенчатость, завершение шпилями или декорированными башенками-ротондами.

Стилизации под западную современную архитектуру – под то, что называется «хайтеком» - тоже выглядят неуловимо советскими. Формы здания в таких случаях не обусловлены ни внутренним пространственным решением, ни конструкцией. В полном соответствии с советской традицией они создают некий самоценный «образ», существующий сам по себе. И пытающийся воздействовать на зрителя тем же стандартным набором варварских советских ощущений.

Другой вариант – поиск композиций, не только не связанных с содержанием здания, но и сознательно ни на что виденное не похожих. Дом – колесо, дом – ворота, дом-рама, дом-цилиндр. Выдумка, «оригинальность», чаще всего абсурдная, становиться главной целью проектировщиков. Авторы воспринимают не только офисные здания, но и жилые дома, как статуэтки, лишенные собственной внутренней структуры. Художественная ценность зданий для их авторов определяется только композиционными и фасадными трюками.

Такие здания – как бы они не выглядели – тоже незримой пуповиной связаны со сталинской архитектурой, с теми же московскими высотками. Их ведь тоже строили только для того, чтобы поразить зрителя, подчинить и подавить его психику. Что при этом собой здания представляло – жилой дом, министерство, университет или гостиницу – было неважно.

***

Еще одно важное свойство этой архитектуры, подчеркнутое Франком Херфортом – ее асоциальность. Здания на фотографиях оторваны от земли, стараются по возможности ее не касаться. Площадь контакта с землей сведена к минимуму. Здания не связаны с окружающей средой и не пытаются эту среду создать. Наоборот, они противопоставляют себя окружению.

Жизнь, существующая у подножия небоскребов – это знакомая советская жизнь. Деревянные домишки, грязные улицы в ямах, железные гаражи – или пустынные казенные   улицы и площади с убогим благоустройством. Сами небоскребы парят над этой средой, старясь не иметь с ней ничего общего. Они живут особой – «элитной» - жизнью.

Эта оторванность от земли характерна даже для жилых зданий, которые в нормальных условиях должны быть связаны с городской средой, быть ее частью. На западе квартиры первых этажей жилых домов, даже очень высоких чаще всего имеют выходы на собственные участки, которые в свою очередь открываются в парки и общественные пространства. В постсоветском «элитном» жилье такое абсолютно невозможно. Оно изолирует себя от внешнего мира.

Вообще, представление о богатом жилище в постсоветском пространстве носит особый характер – это тоже видно по фотографиям.

На западе, люди, которые имеют возможность купить дорогие квартиры, вкладывают деньги в богатое и разнообразное пространство, свет, зелень, воздух. Комфортабельное жилье немыслимо без балконов, террас, зимних садов...

Покупатели дорогих квартир в бывшем СССР унаследовали от сталинских времен представление о роскошном жилье. Они вкладывают деньги в визуальную роскошь – дорогие отделочные материалы, величественный вид, помпезность.

Первое, что бросается в глазах на фотографиях дорогого постсоветского жилья – почти полное отсутствие балконов, немыслимое на Западе.

Второе, – что легко угадывается по внешнему виду – банальность и неинтересность планировочных решений квартир.

И третье – вызывающая роскошь внешнего декора.

По существу, проектирование квартирного пространства утратило в постсоветское время самостоятельную ценность. В ходу стандартный набор типовых советских решений. А отрицательный опыт современной архитектуры в советском варианте вызывает отторжение любой недекорированной архитектуры.

Очень часто современные «элитные» квартиры в России продают в виде голого пятна на плане дома, пустого пространства с окнами и готовыми коммуникациями. Предполагается, что после сдачи дома придет некий «дизайнер», который нарисует квартиру так, как нравится клиенту. Такой метод проектирования приводит к катастрофическому падению качества архитектуры, которое ее владельцами совершенно не осознается. Он говорит об отсутствии культурного опыта и опыта жизни в комфортных и цивилизованных условиях.

***

Естественно, короткий текст не в состоянии охватить все, что увидел и показал Франк Херфорт. Но редкие исключения только подчеркивают общую абсурдность и противоестественность мира постсоветских небоскребов.

Этот мир призрачный. Почти каждое здание пытается воплотить свою мечту о будущем, по большей части нелепую, никак не связанную с другими, но как бы абсолютно оригинальную, возникающую с нуля и на пустом месте. У этого мира есть врожденные предрассудки, но нет культурных корней. Нет общих правил поведения и общих преставлений о нормальной устойчивой жизни.

Это мир, который пытается притвориться цивилизацией, но еще не знает что это такое.



И еще пара абсурдных построек из альбома Херфорта:


Жилой комплекс "Солнечная арка" (Arco di sole). Москва, 2009/2010. © Frank Herfort


Жилой комплекс в Кунцево. Москва, 2002/2010. © Frank Herfort





@темы: интересно, стянуто из френдленты