You can be anything you want to be, just turn yourself into anything you think that you could ever be (c) Queen
Оригинал взят у dmitrij_sergeev в Школы или госпитали?
Наткнулся в мемуарах Льва Бондаревского "Та сторона. Кбс" на такой эпизод:

«МУЖСКАЯ ШКОЛА СОРОК СЕДЬМАЯ "ГВАРДЕЙСКАЯ".
Четырёхэтажное типовое здание.Таких школ много понастроили в СССР до войны. Широкие коридоры вдоль здания, по бокам запасные выходы, в центре главная лестница винтом. Классы все на одну сторону, на юг. На каждом этаже ещё и т.н. кабинеты, расположенные посреди здания -напротив классов…..С началом войны школу занял госпиталь, но в 43-м году он съехал.»


Тут же вспомнился эпизод из мемуаров Николая Александровича Троицкого («Ты мое столетье...» М., 2006), который в середине 30-х был заместителем ученого секретаря Академии архитектуры Генриха Маврикиевича Людвига:

«Как-то раз Генрих Маврикиевич поручил собрать руководителей архитектурных мастерских по поводу проектирования новых школьных зданий.
– Итоги совещания не подлежат широкой огласке. Закрытое постановление правительства требует значительного увеличения числа школ с учётом возможности использования их в военное время под госпитали для раненых. Поэтому… – и где-нибудь через четверть часа, слушая очередную реплику, он мирно засыпал, сидя в кресле».


Я еще всегда удивлялся, с какой стати в 30-е годы при дикой жилищной нищете строились в относительно большом количестве монументальные каменные школы, причем практически все одинаковые по планировочной схеме. Вроде бы заинтересованности в этом у правительства быть не должно, все-таки, не театры, и не райкомы. Да и все равно их было мало.

Мемуары Троицкого объяснили загадку. В рамках подготовки к мировой войне строили госпитали, которые только временно, в мирное время, исполняли роль школ. Функционально больница – гораздо более жесткая система, чем школа, но в целом похожая. Классы легко превращаются в палаты, а учебные кабинеты в лечебные.





@темы: здания, история, интересно, перепост