Новый логотип Москвы, придуманный студией Лебедева, не обругал только ленивый. И все из-за несчастной красной звездочки, которая, утвердают критикующие, придает ему слишком уж советский вид. Не буду сейчас высказываться о том, плох логотип или хорош. Меня в этом обсуждении другое зацепило. Что плохого именно в том, что он советский?

Нет, я понимаю, откуда такая аллергия на СССР и все советское. Про СССР можно вспомнить немало плохого, и видимо, у тех, кто сразу кинулся критиковать логотип, как раз такие ассоциации и возникли. Да к тому же последнее время впечатление такое, слово возвращается худшее из того, что было в СССР: чрезмерная идеологизированность, ненависть к «ненашим», поиск «врагов народа», доносы друг на друга... Вот хорошая статья как раз на эту тему.

В общем, неудивительно, почему такая реакция на все, что как-то ассоциируется с СССР. Но все же — можно ли привнести в современную жизнь какие-то элементы советского прошлого и не превратиться при этом в совка?

Можно ли быть обладателем фотоаппарата ФЭД, но при этом не симпатизировать НКВД?

Можно ли оформить кафе в советском стиле — принести старый патефон и пластинки, украсить стены советскими плакатами и вырезками из газет, а меню — серпами и молотами?

Можно ли показывать детям советские мультфильмы?

Можно ли с удовольствием смотреть старые добрые советские комедии? И не только смотреть, но и рисовать потом забавные кроссоверы?

Можно ли петь советские песни и при этом не быть совком? Мне например, нравится песня из кинофильма «Весна на Заречной улице» в исполнении Бориса Гребенщикова. Нравится даже больше, чем оригинал, звучавший в фильме. И что?

Можно ли коллекционировать советские открытки? А елочные игрушки — космонавтов, например? Можно ли нарядить елку в советском стиле?

Можно ли рисовать «советский пин-ап», пародийно соединяя сюжеты советских плакатов с плакатами американскими?

Можно ли изображать Сталина в виде хипстера?

Возьмем, к примеру, реконструктора. Человек по выходным наряжается средневековым рыцарем и рубится на мечах. Но это же не значит, что он моется, как рыцарь, несколько раз в жизни, что он требует от жены носить пояс верности или что он за сожжение еретиков на костре.

Можно ли так же безобидно играть в СССР? Или то, что начинается с воспроизведения советских песен в метро и футболок с надписью «СССР», закончится непременно новыми репрессиями? Где проходит та грань, за которой увлечение советской эстетикой перестает быть забавной постмодернистской игрой и начинает всерьез перекраивать реальность?

URL записи