Статья«Как ты живешь»
(Научное кино — в помощь архитектуре)
Повседневная, домашняя жизнь — наиболее застойная часть быта. Доставшиеся в наследство от прошлого формы жилья существенным образом влияют на темп реорганизации нашего быта, задерживая его поступательное движение. Устранить этот тормоз, приспособить жилище к намечающимся условиям нового быта, ускорить этот переход — существенная задача архитектора.
Современная жизнь становится под знак рационализации. Точный учет жизненных потребностей, их уравнение для всех слоев населения— факторы, определяющие тип нового жилища.
«Внутреннее оборудование» жилья еще далеко от правильного удовлетворения нарождающихся потребностей. Характерно то, что многие вещи наших комнат злоупотребляют своим местом и, игнорируя человека, отнимают у него последние квадратные метры и без того недостаточной «жилплощади».
Они являются спутниками человека не помогающими, а мешающими ему жить.
Организующая мысль архитектора должна проникнуть и на этот участок архитектурного фронта.
Задача сводится к «закреплению» основного внутреннего оборудования за домом. Большая часть мебели должна быть неотъемлемой его частью и строиться вместе с ним. Тогда только архитектор получает возможность последовательно работать над «внутренней архитектурой» дома, установить размеры отдельных частей оборудования, продумать их взаиморасположение и, соединив любовное отношение к обработке материала с точным учетом новых потребностей, создать тип «культурного жилища».
Проблема внутреннего оборудования жилища пребывает у нас пока в стадии пожеланий и неосуществленных проектов. Несмотря на большой интерес, они, естественно, не могут иметь значимости реализованного и проектированного жизнью проекта.
Поэтому всякая попытка, в наших условиях, в какой бы ни было форме, осуществить имеющиеся проекты, представляет большой интерес.
В этом вопросе нам, в некоторой степени, приходит на помощь кино.
Заснятая недавно научно-популярная кинофильма «Как ты живешь» (производство Совкино, режиссер Г. Широков) имеет ряд архитектурных кадров внутреннего оборудования нового рабочего жилища, исполненного по проекту арх. Г.И. Глущенко.
На рассмотрении этих кадров мы и остановимся.
Существующие условия не позволяют нам располагать квартирой в несколько комнат — обычно приходится пользоваться одной. Возникает вопрос о наиболее рациональном ее оборудовании и приспособлении к различным потребностям жизни (работа, питание, отдых и пр.) так, чтобы все разнообразие потребностей удовлетворялось с одинаковым удобством и помещению, в зависимости от надобности, можно было бы придать замкнутый или открытый характер.
Помимо чисто технических приемов (напр., раздвижные перегородки, устройство которых в наших условиях несколько обременительно и отразилось бы на повышении общей стоимости постройки), мы можем добиться чувства изолированности или простора отдельных пространств комнаты тщательно продуманной планировкой жилой ячейки, удачной системой размещения предметов оборудования и пр.
Значительная часть работы падает на архитектора-художника, который один, владея формальным мастерством и оперируя архитектурными элементами, сумеет дать ощущение замкнутости или свободы на одном и том же по величине участке комнаты.
В приводимых нами кино-кадрах показана комната-квартира рабочего дома.
Из коридора или площадки лестничной клетки мы попадаем в небольшую переднюю и, затем, в жилую комнату. «Интимная» часть (сосредоточенная работа, отдых) отнесена за угол в просторную нишу, что дает возможность достаточной изоляции в пределах одной комнаты.
Рабочий стол и кровать расположены так, что помощью обычной ширмы они могут быть отделены от остальной части помещения. Проходная часть использована, как столовая и для приема посетителей.
Непосредственно к жилой комнате проникает ванная, отделенная раздвижной дверью и шкафом для платья. Кухня, размеры которой доведены до минимума, расположена у входа и изолирована от основного помещения перегородкой — шкафом, открывающимся как в сторону кухни, так и в сторону столовой.
Расстановка предметов комнатного оборудования как в рабочей части, так и в части, предназначенной для отдыха, продумана с тем расчетом, чтоб в первом случае их расположение было наиболее компактным и соответствовало последовательности тех рабочих процессов, которые происходят в данной части комнаты (напр., расположение кухонного оборудования), и во втором случае создалась бы обстановка, наиболее содействующая отдыху.
Вся мебель проработана с точки зрения удобного пользования ею и возможности легкого содержания ее в чистоте.
Собственный опыт убеждает нас достаточно в том, что мебель, которой мы принуждены пользоваться, является, помимо других отрицательных качеств, прекрасным «конденсатором пыли», оседающей на резных частях и сложных профилях столов и стульев, на рельефах филенчатых дверей, на углублениях «стильных» шкафов и т.д.
В демонстрируемых кадрах основные формы мебели, по возможности, упрощены. Все лишние детали, выступы и западины уничтожены. Использована комбинация несколько материалов, соответствующих в наибольшей степени удобству пользования вещами — например: поверхности столов сделаны из стекла, деревянные части отполированы, опорные места стульев обтянуты сеткой и т. д.
Следует специально упомянуть о конструкции шкафов, в которых открываются не только дверцы, но и боковые части, что дает возможность проветривания внутренности шкафа вместе с находящимся в нем платьем и легкого удаления пыли из углов и темных мест, малодоступных в шкафах обычного типа.
В комнате над кроватью и в кухне над плитой имеются вытяжные вентиляционные трубы, не дающие застаиваться в помещении испорченному воздуху.
Архитектурное оформление жилища базируется на четком и ясном сопоставлении плоскостей стен и объемных предметов оборудования, определяющем внутреннее пространство комнаты и подчеркивающем общую систему оборудования.
Разница высот потолка, вызванная расположением со стороны кухни антресолей для хранения зимних вещей, противопоставление различных материалов деревянного и плиточного полов (в кухне и ванной) и пр. — эти утилитарные моменты в руках архитектора-художника превращаются в факторы эстетического воздействия.
Глаз человека трезвой, материалистической эпохи не нуждается в украшениях. Он ищет «рациональную эстетику жилища» в умело найденных отношениях и пропорциях главных размеров, в общем завершении основных форм.
На показанных нами кино-кадрах мы видим, как простыми средствами, без введения каких-либо элементов, удорожающих строительство, можно достигнуть положительных результатов в оформлении жилища, ибо путь к «культурному жилищу» направляется, в значительной степени,творческой инициативой и изобретательностью архитектора, чувствующего ритм современности.
Вит. Лавров