Имеется и небольшая пояснительная статья, которую я приведу здесь целиком.
читать вступительную статью и смотреть открытки
Карлос Флорес Пасос
Этот набор открыток практически полностью отражает содержание выставки «Конструктивизм первой пятилетки».
Выставка ставит перед собой три основные задачи:
1. Поместить среди привычной панорамы примеров архитектуры конца 20-х – начала 30-х годов мало известный вплоть до наших дней Конструктивизм первой пятилетки, который, по нашему мнению, должен занять причитающееся ему по праву место.
2. Обратить внимание посетителей выставки на эту архитектуру как на ключ решения современных архитектурных проблем. Общая ситуация современного строительства обнаруживает единообразную картину отказа от социальных идей в архитектуре – не только в России, но и во всем мир. Оглянувшись в прошлое и убедившись, как общество и архитектура шагали в ногу, может быть, мы задумаемся о той переходящей всякие границы лихорадке формализма в нашей профессиональной практике, погрузившейся в формальные проблемы и далекой от насущных социальных решений.
3. Подчеркнуть необходимость сохранения и защиты архитектуры конструктивизма. Если даже наиболее знаменитые постройки переживают забвение, становясь жертвой современного рынка недвижимости, те, что известны меньше или почти неизвестны, те, что еще сохранились во множестве городов, подвергаются опасности исчезновения, никем не замеченного, не услышанного и не опротестованного.
Скорее всего, наибольшим достижением конструктивизма в указанном выше смысле было его участие в жизни общества, сориентированного властью на строительство производственной и экономической базы, так мастерски и так авторитарно преподнесенное официальной пропагандой первого пятилетнего плана. Конструктивистская архитектура сумела создать новые формы и вложить в них смысл, дополнив эти усилия. Все эти здания, будь то: диспансеры, школы, жилые дома, кинотеатры, общественные столовые и пр., имели конструктивный вид, напоминающий склады или мастерские. Сумма и натиск сил, в данном случае архитектурных, пролетарского общества под руководством коммунистической партии.
Говоря словами великого мастера Моисея Гинзбурга:
Существует довольно распространенное мнение, что конструктивизм есть художественный нигилизм, есть отрицание формы, есть нежелание считаться с формой. Однако в действительности конструктивизм – есть рабочий метод, который отыскивает самый верный и правильный путь к новой форме, максимально отвечающей новому социальному содержанию. Разумная цель общественного коллектива, класса – вот основная веха нашего пути; но постольку, поскольку наша деятельность есть создание конкретных материальных форм, мы не отмахиваемся от вопросов формы, но мы говорим, что к форме мы подходим путем развертывания социальной цели. Форма находится у нас в стадии постоянного искомого, каждый раз заново определяемого четко и революционно очерченной целью.
Надеемся, что сам факт обращения к конструктивизму поможет взять курс на более оптимистическое будущее, – задача, решение которой ждут от архитекторов и государства, не смотря на то, что их действия до настоящего времени скорее напоминают разрушение, нежели восстановление положительных ценностей конструктивной советской мощи.
Я придираюсь или автор правда идеализирует не только конструктивизм, но и условия, в которых эта архитектура существовала – в том числе и советскую власть? Меня несколько напрягают выражения вроде «общество и архитектура шагали нога в ногу», «так мастерски и так авторитарно преподнесенное официальной пропагандой», «пролетарское общество под руководством коммунистической партии» или «положительные ценности конструктивной советской мощи».
Переходим, однако, к самим открыткам. Поскольку картинок будет много, я разобью этот пост на две части. Первая будет посвящена быту и досугу: здесь собраны открытки, изображающие жилые дома, бани, рабочие клубы и кинотеатры. Во второй части будут различные учреждения – министерства, Дома Советов, школы, институты, а также фабрики-кухни. Итак, поехали!
Уникальные жилые дома
Не видите на открытке ничего подозрительного? Тогда смотрите каждый из «уникальных жилых домов» по отдельности, с подписями (мои комментарии - курсивом). Предупреждаю: подписи даны так, как они написаны на открытках, просьба не сильно придираться, для того, кто их сочинял, русский язык все-таки неродной.
1 и 3. Наркомфин. Москва. (1930). Арх. М.Гинзбург, И.Милинис.
2. «Дом художника» (Дом АХР). Москва. (1930). Арх. В.Кринский, А.Рухлядев.
4. Дом ночлега МУНИ. Москва. (1929)
А вот этот «дом ночлега» меня заинтересовал. МУНИ – это Московское управление недвижимых имуществ. Но что за «дом ночлега» и где он расположен?
5. Мавзолей В.И.Ленина. Москва. (1930). Арх. А.Щусев.
Обещанная картинка с подвохом. Если мавзолей Ленина относится к жилым домам, то получается, что Ленин до сих пор жив! Как вам такой расклад? Вот уж поистине Ленин живее всех живых
Жилые дома
1. Поселок Арменикенд. Баку. (1925). Арх. А.Самойлов, А.Иваницкий
2. Дом служащих НКИД и НКТ. Москва. (1928). Арх. А.Мешков
3. Дом кооператива. Москва. (1930)
4. (1931). Москва: Планы с одно- и двух-комнатными квартирами. Планы с одно- и двух-комнатными квартирами (с общими кухнями и туалетами). Планы с однокомнатными квартирами коридорного типа (с общим туалетом)
5. Жилой дом. Москва. (1934). Арх. Шаповалов
Досуг и отдых
1. Театр им. Вахтангова. Москва. (1931). Арх. В.Щуко
2. Кино. Урал-Ишим. (ок. 1930)
3. Баня. Ленинград. (1929). Арх. А.Никольский
4. Купалная-баня. Москва. (1928)
Очень мне интересно знать, где эта самая «купалная-баня» находится. К сожалению, по тем сведениям, что представлены на открытке, отыскать ее нет никакой возможности. Может быть, кто-то видел похожее здание и может мне подсказать? Заранее спасибо.
Рабочие клубы
1. Клуб им. Русакова. Москва. (1927). Арх. К.Мельников
2. Клуб завода «Каучук». Москва. (1927). Арх. К.Мельников
3. Клуб строителей. Москва. (1928). Арх. Л.Федоров