Попалась мне в интернете одна статья, даже с моралью в конце. Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу кое-какие выдержки из этой статьи (орфография и особенно пунктуация автора сохранены, просьба не обижаться).

Человек стал на станции метро в Вашингтоне и начал играть на скрипке, это было холодным январским утром. Он сыграл шесть пьес Баха около 45 минут. За это время, так как это был час пик, мы подсчитали, что 1100 человек прошли через станцию, большинство из них по пути на работу. <...>

За 45 минут пока музыкант играл, только 6 человек остановились и остались на некоторое время. Около 20 дали ему денег, Он собрал 32 доллара, но все продолжали идти своим обычным шагом.
Когда музыкант закончил играть, никто не заметил. Никто не аплодировал, не было никакого признания.

Никто не знал этого, но скрипачом был Джошуа Белл, один из самых талантливых музыкантов в мире. Он только что сыграл одну из самых сложных частей из когда-либо написанных, на скрипке стоимостью 3,5 миллиона долларов. За два дня до игры Джошуа Белл в метро все билеты на его концерты были распроданы в театре Бостона, где стоимость одного места состовляла в среднем $ 100.

Проект «Джошуа Белл играет инкогнито в метро» был организован газетой Washington Post, как часть социального эксперимента, о восприятии, вкусе и приоритетах людей.
Источник
А дальше следует вывод с самобичеванием: вот какие мы плохие, вот какие мы бездуховные, равнодушные к Прекрасному и т.д.

А вот у меня после чтения статьи возникли совсем другие мысли. Смотрим внимательно:
...сыграл одну из самых сложных частей из когда-либо написанных...
...на скрипке стоимостью 3,5 миллиона долларов...
...стоимость одного места состовляла в среднем $ 100...
Извините, но получается, что вся художественная ценность музыки измеряется исключительно степенью дороговизны и понтовости! Если произведение считается одним из самых сложных, то его прослушивание автоматически дает «любителю» музыки +100500 к ЧСВ. Даже если он весь концерт преспокойно проспал.

А уж упоминание стоимости скрипки и билетов на концерт заставило меня вспомнить эпизод из пелевинского «Generation П»:
развернуть отрывок
Я не против классической музыки, однако, на мой взгляд, эксперимент с Джошуа Беллом показывает, что любить ее без ярлычков «самое сложное произведение» или «3 500 000 $» почему-то затруднительно. Может быть, пора завязывать с этим культом классической музыки и начинать любить просто хорошую? Мне кажется, и самой классической музыке это пойдет на пользу. Ее исполнители могут начать искать новые формы взаимодействия с аудиторией (рекомендую к просмотру видео, где на вполне классическом фортепиано играется песня Motörhead).

Постскриптум из твиттера

URL записи